Friday, September 14, 2007

Ctrl+C Ctrl+V

Лет десять назад, когда я еще учился в школе, нам говорили, что мы живем в информационном обществе. Идея заключалась в том, что информация становится самым востребованным ресурсом, а ее инфраструктура – золотым теленком нового бизнеса.

Сейчас конечно можно внести коррективы в эту эйфорию. Например, упомянуть о том, что в настоящий момент количество доступной информации - достаточное для удовлетворения потребностей среднего человека, а ее переизбыток вызывает отторжение, и информация обесценивается согласно элементарному закону спроса и предложения.
Или вспомнить про крах доткомов в 2000, который превратил Интернет в отрасль индустрии развлечений и открыл дорогу бестолковому контенту в рамках W2.
Или в очередной раз ткнуть в гуманитарную науку, в которую приходят только за строчкой в гос. реестре, потому что уже и знания неадекватны потребностям, и при необходимости найти их в любом виде и объеме - не проблема.
Или, наконец, снова посмеяться над шквалом семинаров, тренингов, пособий и т.д., потому что, как показала практика, вся эта мишура в успехе бизнеса – даже не вторична.

Одно из самых интересных явлений в нашем информационном обществе, на мой взгляд, это цитирование. Рефераты, диджейские сеты, bash.org.ru, новостные ленты – у них всех одинаковый принцип. Они не создают, а отбирают и сортируют.

Логично, что первым к этому пришло образование с многовековой книжной мудростью, тянущей на несколько терабайтов. Смысл реферирования в том, чтобы отобрать нужные работы по теме и скомпоновать их для более простого понимания. В уважающих себя ВУЗах за это даже оценки ставят, отделываются зачетом. Появление клавиш Ctrl+C и Ctrl+V и безлимитного интернета вообще свело задачу к уровню игры в тетрис.

Диджеинг – по сути то же самое. «Задача диджея - за время сета при помощи треков рассказать историю». Электронная музыка стала не менее плодовита, чем ученая мысль, поэтому откопать и включить хорошие треки тоже стало профессией. Начали различать хороших и плохих диджеев, сет - по сути, список композиций - стал претендовать статус интеллектуальной собственности, кто-то догадался, что этому можно учить и брать деньги за занятия. Если вы не понимаете, как в профессии «включать-танцевальную-музыку» можно найти критерий, посмотрите на разницу в оплате и уверуйте в мощь брендинга.

Дмитрий Давыдов (в представлении, думаю, не нуждается) ввел моду на т.н. постовой , и теперь у половины блоггеров последний абзац в посте традиционно отдается под interesting links. И все больше комментариев с просьбой завязать с трепом и постить только ссылки %)

Апофеоз цитирования – сплоги. Думаю, их создали умные люди, которые первыми поняли, что копаться в инфе теперь тоже можно поручить роботам. В Интернете столько контента, что даже примитивный бот соберет адекватную интересную тематическую подборку. Пока на этом больших денег не делают, но и технологии не стоят на месте :-)

Чем все это примечательно? Отцы-основатели не думали о том, что в условиях переизбытка новая информация практически не появляется. Игорь Губерман в одной из своих передач рассказывал про то, как писал диссертацию своему знакомому. Он взял несколько книг и решил повыдирать оттуда по нескольку абзацев, тщательно перемешав. Он крайне удивился, когда обнаружил, что все эти работы сделаны абсолютно тем же способом.
Смешно… Google бы забанил их всех за неуникальный контент )))

No comments: